ПРОЕКТ «ГОРОДСКИЕ УЛОЖЕНИЯ» Начинаются «Городские уложения» 1. Это постановлено Магистратом, Кварталами и всем народом, который находится в Городе 1. Если кто сожжет или как-то иначе разрушит жилые строения из-за ненависти воровским образом, ночью и будет уличен, то, во-первых, должен дать 10 монет казне за свою дерзость (преступление), что он осмелился такое совершить. После этого он должен уплатить 5 монет за тот конек (крышу), который обрушился (упал) при этом пожаре, а все, что там сгорело, должен возместить в двойном размере. А всем людям, которые были там внутри, но вышли неповрежденными, он должен каждому уплатить по 2 монеты. А если кто-либо получил повреждения или умер, то виновный должен уплатить согласно личному состоянию каждого. Если же он пожелает отрицать, то должен поклясться с 3 поименованными соприсяжниками перед судом. 2. Долг, назначенный по суду, должен быть оплачен безотлагательно. Если долг не выплачен немедленно виновный помещается в долговую яму до тех пор, пока долг не будет внесен, либо не будет назначено иное наказание взамен денежного. 3. Если какой-нибудь виновный убежит в чистые ритуальные места орденов, обозначенные полагающимся образом, то никто не может осмелиться насильно извлечь его после того, как он прошел через их врата, пока не призовет магистра ордена. Если же магистр решит его (выдать, предъявить) и его вина окажется такой, что он заслуживает взыскания, то оно назначается по совету магистра, так как виновный сделал орден своим прибежищем. Нет такой тяжелой вины, чтобы нельзя было из добротолюбия и милосердия сохранить кому-то жизнь. Если же какой-нибудь упрямый и гордый человек не имел уважения перед людьми, народом и орденом и того, которого он преследовал, силой выведет из ордена, то он должен, по указанию судьи, уплатить в пользу ордена 10 монет и в качестве уплаты в обеспечение мира в казну 10 монет. 2. О Главах Кварталов, Судье, Шерифе, Воеводе и тех делах, которые их касаются 1. Если кто-либо составит заговор против тех должностных лиц, которые законным образом поставлены (выбраны народом) и руководят своими землями, и затем, будучи уличен, не сможет отрицать, то этот человек и его жизнь передается во власть этих должностных лиц, а имущество конфискуется. И это дело должно быть подтверждено не одним свидетелем, а тремя равного состояния лицами. Если же был только один свидетель, а тот будет отрицать, то они должны выйти на суд божий и выступить на поединке, и кому бог даст победу, тому верьте (это должно происходить в присутствии народа, чтобы никто не погиб из ненависти). Никто из свободных горожан без серьезной вины не должен быть лишен имущества или жизни, т.е. только если он будет участвовать в заговоре против Города и его законов, а затем будет уличен, тогда его жизнь отдается в распоряжение Города, а все его имущество переходит в наследственное имущество. Все же прочие преступления, которые он совершил, он должен искупить (оплатить) в соответствии с законом, поскольку у него есть имущество, Если же он его не имеет, то сам себя должен ввергнуть в рабство и платить отдельные месяцы или годы, сколько сможет заработать тому, кому он причинил вред, до тех пор, пока не возместит весь долг. 2. Если кто поднял мятеж против квартального своего и Магистрата, что горожане называют крамолой, то тот, кто первый поднял его, должен уплатить квартальному 20 монет; из других равных ему людей, которые за ним последовали и имели с ним совет, каждый должен уплатить по 10 монет; свободные из народа, которые за ним следовали, должны уплатить по 5 монет, дабы такой скандал более не возникал в кварталах. 3. Если кто-нибудь в войске внутри Города без приказания начальствующих захочет грабить или унести имущество или поджечь дома, то мы совершенно запрещаем это делать. Начальствующие должны дать приказание своим сотникам и десятникам, и каждый должен следить за своими, которыми он управляет, чтобы они не поступали против закона. И если кто дерзко это совершит, то судья или шериф должны расследовать, чей человек это сделал. И если начальствующий пренебрежет выяснить, кто это сделал, то должен будет все возместить из своих средств, однако он должен иметь время для расследования. И если это совершил такой могущественный человек, которого он не может обязать (принудить), тогда он должен сообщить об этом Магистрату, а Магистрат должен наложить на него взыскание (обязать) согласно закону - должен быть присужден к уплате 10 монет, и возместить все в такой же стоимости. 4. Если кто-либо в войске что-нибудь украдет, и будет уличен, то должен быть лишен руки; или выкупить свою руку 10 монетами и возвратить, что взял. 5. Если кто-либо убьет человека по приказанию своего законного начальника, который имеет власть, то он не подлежит ответственности, и к нему не должно быть вражды, и он не мог возражать против приказания; мало того, начальник должен защищать его и детей его вместо него, а если этот начальник умрет, другой начальник, который будет на его месте, должен защищать. 6. Если кто затеет ссору во дворе Магистрата и других присутственных местах и собраниях и там произойдет битва из-за его заносчивости или пьянства, то за все, что там будет учинено, он должен уплатить по закону и за свою глупость должен уплатить в пользу государства 10 монет. 7. Если кто-либо там, где сражаются бойцы на судейском поединке, поднимет руку для помощи, прежде чем это прикажет тот, кому поручено наблюдать, то если он свободный, должен уплатить государству 10 монет, если клейменый – еще и руку отдать. Должно быть запрещено такое действие, которое обычно порождает ссору. 8. Если кто-либо не обратит внимания на приказание своего законного начальника или на сигнал, который он имеет обыкновение передавать, и если он не придет и не исполнит, что приказано, то должен дать городу 2 монеты за свою небрежность и выполнить приказание. 3. Магистрат и управление городом 1. Магистрат осуществляет непосредственное управление городом в соответствии с Городскими уложениями и волей народа. Это касается и любых вооруженных отрядов – таких как Городская Стража и Городская Гвардия. 2. В состав Магистрата входят главы Городских Кварталов, Городской Судья, Шериф, Воевода (капитан гвардии) и все, кого постановил включить в состав Магистрата он сам. Правом голоса в Магистрате обладают представитель эльфов (эльфийский поселений), гномов (Квартала гномов), хоббитов (Квартала хоббитов), людей Шериф, Воевода (капитан гвардии), Городской Судья. Остальные имеют только совещательный голос. Заседания Магистрата ведут по очереди члены Магистрата с правом решающего голоса. Протокол заседаний Магистрата ведет Секретарь Магистрата. 3. Заседания Магистрата проходят ежедневно в здании Магистрата. Созвать Магистрат может любой из членов Магистрата с решающим голосом. Отказ или отсутствие на заседании Магистрата членов Магистрата с решающим голосом и того, кто вызван на заседание Магистрата наказывается штрафом в 10 монет, при этом допускается использование силы для приведения любого отказывающегося. 4. Отказ выполнить распоряжение Магистрата приравнивается к мятежу и крамоле. 5. Передвижения между кварталами контролируется Городской Стражей. Без Пропуска горожанина передвижение между кварталами не разрешается (за исключением времени городского Карнавала). Стража имеет право конфисковать незаконно переносимые спиртные напитки (всю контрабанду) и задержать любого горожанина, чей вид и поведения оскорбляет достоинство Города и его жителей. Композиция – 3 монеты. Незаконно задержавшие доброго горожанина стражники вносят 5 монет в Казну и 10 монет пострадавшему. 6. О чужеземцах, проходящих по дороге и охране от чудовищ. За Городские Ворота и границы Города отвечает Городская Гвардия.. Никто не смеет самовольно беспокоить и приносить вред чужеземцу, который один по воле Судьбы и необходимости приходит в Долину, всеобщий мир необходим для всех. Все вновь прибывающие в Город препровождаются в Городской Приют и пребывают там до тех пор, пока не ознакомятся с Городскими Уложениями, не будет приписаны к городскому кварталу и не получат Пропуск. За безопасность как вновь пребывающих, так и горожан отвечает Городская Гвардия. 4. Суды и их дела 1. Сроки вызова в суд не обсуждаются. Все свободные должны собираться в установленное время, куда укажет судья; и никто не смеет пренебречь явкой в установленный срок. Кто не сочтет необходимым явиться, присуждается к 5 монетам. Судья, который назначен судить, должен иметь книгу законов, чтобы всегда он мог правильно судить. Во всех случаях, когда нужно платить композицию, тот, кто нарушил закон, должен уплатить, как требует закон, и представить залог в обеспечение уплаты для сохранения мира по закону. Судья же должен такой назначаться, который правильно, согласно эдикту, судит; он не должен быть лицеприятен (не должен принимать во внимание лица) и быть жадным к деньгам. Гибнет закон из-за алчности, награды и подарки отнимают силу у законов, возможность дурной жизни остается безнаказанной. Ввиду этого надо поставить такого судью, который больше любит справедливость, чем деньги. Если судья, неправильно разрешит дело, то тот, кто получил какую-нибудь выгоду вследствие неправильного решения судьи, должен возвратить полученное. Судья же, который неправильно решил, принуждается уплатить вдвое тому, кому причинил убыток, потому что попытался вынести решение против постановлений наших законов. И в пользу казны принуждается уплатить 3 монеты. Если же он решил неправильно не из дружбы и не из-за алчности, но по ошибке, то решение, в котором, как установлено, он ошибся, не имеет силы: судья не освобождается от вины (ответственности). 2. Тот, кто оправдывается в судебном споре должен заявить претензию таким образом. Он должен поклясться с 3 соприсяжниками и сказать: «Я не делал этого (чего) и не должен ни платить (сколько) монет композиции». Тогда тот, кто жалуется, должен сказать: «Я имею свидетелей, которые знают, что тот делал это (что)». Тот человек, который пожелает это засвидетельствовать, должен быть той же марки, что и заявитель и должен иметь 2 монеты денег. Он обязан поклясться таким образом: «Я это слышал своими ушами и видел своими глазами (что)». После клятвы нужно удовлетворить жалобу согласно закону. Но если оправдывающийся надеется, что прав, и это должно быть сделано в присутствии народа, чтобы не погиб кто-нибудь из-за ненависти, должен сказать свидетелю: «Ты ложно поклялся против меня, дай торжественное обещание о поединке и пусть бог покажет, ложно или правильно ты поклялся и должен мне уплатить 3 монеты и возвратить все, что при помощи лжи у меня отобрал». Если победит тот, кто жалуется, то он должен уплатить 3 монеты и возвратить все. А если не может отдать, пусть отдаст другое, подобное. От поединка можно отказаться, но в этом случае свидетель в суде не участвует. Решение спора в поединке возможно при помощи привлеченных бойцов. Тот, кто поднимает вопрос о поединке должен сразу заявить, если он будет привлекать своего бойца. В этом случае судья может отменить уже назначенный поединок, если считает дело ясным. 3. Всех свидетелей, привлекаемых к делу, тот кто их привлекает дерет за ухо. Если кто имел свидетеля, которого драли за ухо по поводу какого-либо законченного дела, и тот подтверждает это свидетельство, то в дальнейшем он не должен этого повторять и беспокоить того, с кем он дело кончил. А если он пожелает, пусть защищается при помощи свидетеля. Тот свидетель пусть заявит, по какому делу его драли за ухо и это клятвой пусть подтвердит. Его противник не имеет права отстранять свидетеля истины, разве только кто-нибудь захочет выставить лжеца в качестве свидетеля; того он может отстранить согласно закону при помощи поединка и сказать: «Я тебя не дергал за ухо, как свидетеля по этому делу, и не соглашаюсь». Если же свидетеля дергали за ухо по делу об установлении композиции или задатке, который дают в виде залога, пока не будет уплачен долг и возвращен залог, то такого свидетеля никто не может отстранить. Если он пожелает свидетельствовать по поводу мертвого человека, то можно ему возразить посредством поединка и сказать: «Я хочу при помощи моего бойца спорить против того, что ты говоришь, так как ты лжешь на счет умершего». 4. Если будет побежден тот, кто желает отстранить свидетеля за счет умершего, тогда больше не следует прибегать к поединку, потому что он неправильно «вызвал» мертвого для свидетельства; он должен засвидетельствовать при помощи клятвы, как гласит закон, и это свидетельство остается законно действующим. 5. Но здесь наши судьи расходятся во мнении относительно договора (закона), должен ли тот, кто привел свидетеля поклясться, что он представил не лжеца свидетелем, или же он должен воздержаться от клятвы для такого свидетельства. 6. А если свидетелей будет много и они придут к согласию, то должны бросить жребий между собой и тот, на кого падет жребий, должен поклясться и сказать: «На меня пал жребий для свидетельства, и я хочу быть свидетелем». Он должен взять руку своего ближайшего родственника и сказать: «Пусть бог поможет тому, чью руку я держу, ибо я для того, чтобы быть свидетелем среди вас по этому делу, был выдран за ухо, чтобы сказать правду». Тогда он должен поклясться один, своей рукой (после этого должен отдать свое оружие для освящения и поклясться на нем такими же словами с одним соприсяжником). А если он поклялся ложно, то должен уплатить 3 монеты тому, чьи права нарушил. Если же он правильно поклялся, то должен защищаться при помощи своего бойца, т. е. на поединке. 7. О бойцах и делах, которые к ним относятся. Если один из них будет убит другим, хотя бы он был и знатным лицом, за него уплачивается не более 3 монет; уплачивается тем, кто его пригласил на незаконное дело. 8. Никто не должен сметь принимать композицию от разбойника (грабителя) за. установленную кражу, пока дело не будет решено его судьей.. Если же решится так поступить и скроет от своего судьи, то подлежит такому же наказанию, как и разбойник. 9. Совершение клятвы не должно производиться поспешно; судья должен хороню познакомиться с делом, прежде всего, правильно его расследовать, чтобы истина не могла скрыться от него. Мы желаем, чтобы баварцы всегда строго придерживались того, чтобы никому не было позволено приносить клятва по поводу дела, выясненного и судьей правильно установленного и решенного, но чтобы принуждали платить согласно решению судьи. Только в тех делах допускается принесение клятвы, в которых судебное исследование не находит никакого подтверждения. 10. Если кто-либо против другого возбудит дело или вследствие какой-либо ненависти обвинит другого несправедливо, то сам должен понести такое наказание или ущерб, который он нанес другому. Никого нельзя обвинить, прежде чем не установлена истина, ибо написано: «Все надо доказать и, что хорошо, принять во внимание». 5. О свободных, которые уплачивают композицию 1. Если кто в гневе ударит горожанина и прольет кровь, то должен уплатить 1 монету. 2. Если наложит противозаконно руку, то должен уплатить 2 монеты. 3. Если кто другого свяжет веревками против закона, то должен уплатить 3 монеты. 4. Если кто у горожанина вырвет глаз или руку, или ногу должен уплатить 10 монет. 5. Если кто другого с берега или с моста столкнет в воду, должен уплатить 3 монеты. 6. Подобным же образом, если кто даст другому такого рода питье, в котором имеется смертельный яд, то если тот останется жить, надо уплатить 3 монеты. 7. Если кто гражданина окружит отрядом, что называют военным окружением, и стрелу бросит во двор или копье, то должен уплатить 5 монет. 8. Если кто свободного противозаконно задержит в виде залога или дома запрет, должен уплатить 10 монет. 9. Если свободный убежит от своих врагов, а другой заставил его силой остановиться или обратился против него самого, а тем временем враги соединились и его убили, а тот больше ничего не совершил и сам к нему не прикасался, то должен уплатить 3 монеты родственникам последнего. 10. Если кто убьет свободного человека, то должен уплатить композицию его родственникам, если они есть; если же их нет, то Магистрату—дважды по 20 монет, что составляет 40 монет. 11. Если что-либо из этих деяний будет совершено по отношению их женщин, то надо платить вдвое, потому что женщина не может защищаться с оружием в руках и должна получить двойную композицию. Если же она по храбрости своего сердца пожелает сражаться, как муж, композиция не удваивается. 6. О рабах, клеймении и запрещении недозволенных браков (и работе в праздничный день) 1. Мы запрещаем кровосмесительные браки. Поэтому не разрешается женой иметь тещу, невестку, падчерицу, мачеху, дочь брата, дочь сестры, жену брата, сестру жены. Дети же братьев, дети сестер не могут соединяться ни под каким предлогом. 2. Если кто против этого поступит, то должны быть судьями этого округа разлучены и, кроме того, они теряют все свое имущество, которое приобретает казна. 3. Если кто станет в карнавал выполнять свою обычную работу или под другим предлогом откажется принимать в нем участие, то присуждается к уплате 3 монет в казну. 4. Не должно быть дозволено обращать какого-либо свободного в рабство (клеймить) без преступления, причинившего смерть, или без отказа платить композиции, или без особого решения судьи о замене денежного наказания клеймением в связи не выплатой онного. 5. Заклейменный (раб) не имеет права носить оружие, участвовать в городских делах, заключать брак со свободными горожанами. За не выполнение законных указаний представителей городских властей наказывается 10 плетями. 7. 0 женах и о их спорных делах, которые часто возникают 1. Если кто сожительствует с женой другого и если будет застигнут, должен уплатить мужу за эту жену виру. И если он будет с нею убит на ложе, то вместо композиции, которую он должен уплатить мужу, пусть остается лежать за свое преступление без всякого возмездия (за его убийство) — А если он одной ногой коснулся ложа и был отстранен (оттолкнут) женщиной и больше ничего не совершил, то должен уплатить 3 монеты за то, что в нарушение закона вступил в чужое брачное ложе. 2. Если кто из похоти наложит руку на свободную девицу или жену другого, что горожание называют похотливым прикосновением, то должен уплатить 2 монеты. 3. Если подымет одежду выше колен, что называют «дёргание за платье», должен уплатить 2 монеты.. 4. Если кто сбросит покрывало с головы, что называют «спутает волосы» или вырвет похотливо с головы девицы волосы, должен уплатить 2 монеты. 5. Если кто похитит девицу против ее воли или воли родителей, должен уплатить 10 монет, а другие 10 - должен платить в казну. 6. Если же похитит вдову, которая вышла из дома из-за сирот или вследствие собственного недостатка в чем-либо, то должен уплатить 20 монет и 10 в казну, так как такое дерзкое насилие должно быть запрещено и защита от него должна лежать на магистрате и судьях. 7. Если кто имел связь со свободной с ее согласия и не желает на ней жениться, то должен уплатить 6 монет, потому что она еще не обручена и родителями не отдана замуж, но осквернена по своей собственной похоти. 8. Если раб имел связь со свободной и это будет обнаружено, то следует отдать его родителям ее для наказания, которого он заслужил, или для убийства, и больше ничего он не принуждается платить, потому что такая дерзость возбуждает вражду в народе. 9. Если кто-либо свободный свою жену свободную, без всяких пороков, из ненависти, прогнал из дому, то должен уплатить 10 монет родственникам. Женщине же должен уплатить приданое, согласно ее происхождению, и все то, что она принесла в дом из имущества своих родных, должно быть возвращено той женщине. 10. Если какой-либо свободный, после того как он обручился с чьей-нибудь свободной дочерью, в полном соответствии с законом, ее отпустит и в нарушение закона женится на другой, он должен уплатить 4 монеты родным и поклясться с 4 поименованными помощниками из своего рода в том, что он отпустил ее не из ненависти к родным и не вследствие ее вины, а вследствие любви взял в жены другую; после этого между ними все должно быть кончено и он (родитель) может отдать свою дочь, кому хочет. 11. Если кто похитит невесту другого и приведет ее, путем уговоров, как жену, то должен возвратить ее и уплатить 20 монет. 12. Если кто уговорит свободную женщину уйти к нему как бы для супружества и в дороге ее отпустит, что горожане называют нарушением супружества, то должен уплатить 3 монеты. 8. О воровстве 1. Если кто украдет что-либо, то за всякую вещь он должен возместить девятикратную стоимость. 2. Если он украдет что-либо в магистрате или в ордене, то должен возместить трижды по 9 раз, так как эти дома являются общественными помещениями и всегда открыты. Если пожелает отрицать, то должен поклясться в соответствии со стоимостью имущества. Если он украл ценное имущество то должен поклясться с 2 или 3 помощниками из своего рода или 1, или 2 бойца от него должны сразиться. 3. Если вор, захваченный в ночное время при воровстве, будет убит в то время как он пытался унести краденые вещи, то никаких жалоб на это убийство не должно быть. 4. Если кто, не зная приобретает что-либо от вора, - то должен разыскать в ближайшее время продавца, если не сможет его найти, пусть докажет при помощи клятвы и свидетелей, что он не виновен. И что он у него возьмет, пусть возместит в половинном размере и не перестанет искать вора. Если же он захочет покрыть вора, поклявшись, а затем тот будет найден, то он осуждается за такое преступление, как и вор. 5. Если кто-нибудь вошел воровским образом в сад другого, то должен уплатить 1 монету, а за то, что там взял, должен уплатить по закону, как за украденное. (Таким же образом должен соблюдаться и закон о фруктовых садах.) 6. Пусть никто не осмелится приобретать краденую вещь внутри провинции; если хочет приобрести, пусть выяснит, краденое или нет. 7. Если осмелится купить краденое и затем будет уличен что сделал это сознательно, то должен отдать тому, у кого получил вещь такой же цены вещь и в пользу государства повинен уплатить 3 монеты. 8. Подобным же образом тот, кто из рук вора получит вещь для сохранения, должен уплатить столько, как мы выше указали, или же должен поклясться с одним помощником в том, что он не знал о краже, когда приобретал вещь или когда принял поручение. Должен быть один закон и по отношению к тому, кто купил, и к тому, кто принял поручение. Если же тот, кто принял краденую вещь по поручению, на вопрос собственника (ее) станет отрицать, то он такой же вор, как и тот, кто украл, и должен столько же уплатить согласно закону. 9. О пожаре домов и композиции за них 1. Если кто-нибудь подожжет дом свободного (или раба), то, во-первых, он должен уплатить, сообразно состоянию лица, за все здания и должен восстановить все, что там сгорело, а также восстановить все части дома. И сколько свободных голых (без платья) выбежит (ускользнет) из этого пожара, каждому он должен уплатить виру за рану; в отношении женщин вира должна быть удвоена. Он должен уплатить за конек крыши дома 10 монет. 2. Если подложит огонь в дом так, что пламя его охватит, но дом не сгорит, а будет спасен домашними, то должен он уплатить каждому из свободных композицию за то, что он подверг их жизнь опасности. Сверх того не должен платить больше того, что уничтожил огонь. Городское же наказание остается неизменным. И если он захочет отрицать все это, то должен сразиться на поединке или же поклясться с 5 помощниками. По отношению же рабов такое разрушение построек искупается отсечением руки. 3. Если кто-либо свободный разорит или разрушит двор свободного, то должен уплатить 1 монету и восстановить двор. 4. Если разрушил или разбросал ограду посева, то должен уплатить 1 монету и восстановить ее. 5. Если кто унесет или незаконно срубит знак, который положили для зашиты или для того, чтобы не допустить незаконного прохода, или для защиты пастбища, или для другого обозначения поселения, согласно древнему обычаю, то должен уплатить 3 монеты. 10. О насилии 1. Если кто проникнет во двор другого противозаконно, насильно, он должен уплатить 1 монету. 2. Если же он проникнет насильно в дом и там ничего своего не найдет, то должен уплатить 2 монеты. 3. Никто не должен вторгаться в чужой дом силой, ибо это порождает ссору. 4. И после того, как войдет в дом и признает себя виновным в том, что незаконно вошел, он должен дать хозяину дома залог, а если тот отсутствует, то пусть сам оставит этот залог на пороге и не должен быть принужден к уплате более чем 1 монеты. 5. Кто не может доказать, что вещь краденая получена не от вора, должен уплатить, как за кражу. Таково постановление. 6. Кто сопротивляется (обыску) своего дома, тот должен уплатить столько, сколько стоит вещь, из-за которой он оказывал сопротивление в обыске, в пользу казны – 10 монет. Таково постановление. 7. Кто оказывал сопротивление наложению руки, должен уплатить 10 монет в казну и возвратить вещь ищущему ее или же другую такую же. Таково постановление. 11. 0 нарушении границ 1. Если кто сроет границы или осмелится вырвать укрепленные пограничные знаки, то, если он свободный, должен за каждый пограничный знак или отметку уплатить соседям по 3 солида или кварталу – 10 монет. 2. Никто не должен устанавливать новых знаков границ без согласия другой стороны и смотрителя. 3. Всякий раз, как возникает спор между лицами, соприкасающимися границами, когда нет ясных знаков ни на деревьях, ни на горах, ни на реках и один говорит: «До сих пор владели мои предки и мне оставили в наследство» и покажет место, по своему суждению, другой же, тем не менее входит в его часть и показывает другое место и утверждает, согласно словам первого, что оно принадлежало ему и его предкам до настоящего времени, и если никакого подтверждения нельзя найти и они не хотят признать вторжение другого, тогда должны взаимно дать торжественное обещание в суде, при помощи поединка, как мы называем, но пусть не решают при помощи наемных бойцов; но кому бог даст силу и победу, тому должна принадлежать указанная часть, как он и требует. 4. Если какой-либо человек вторгнется противозаконно на луг, поле, или пашню другого и заявит, что это его, то за свою дерзость он должен уплатить 2 монеты и уйти. 12. О залоге 1. Никому не разрешается представлять что-либо в залог без указания судьи. Когда какой-нибудь человек настолько тверд и непослушен или упорно сопротивляется правосудию, что не желает правильно отвечать и не хочет соблюдать закон, то он нарушитель закона: такой должен судьей принуждаться. 2. Если один по отношению к другому, свободный к свободному, которого он вызвал в суд по какому-либо делу, не хочет соблюсти закона, то тот, который является истцом, должен иметь там 2 или 3 свидетеля, которые должны слушать и видеть, как тот ответит, чтобы они могли быть свидетелями перед судьей. Тогда судья должен приказать ему явиться лично и присудить, а тот должен уплатить 3 монеты, так как не пожелал соблюсти закона, по отношению к тому, кому должен был. Так и каждый, который не оказал уважения к праву того, которому должен по тому делу, по которому был вызван, должен уплатить 3 монеты и, сверх того, отвечать по закону и поступить по закону, как требует закон. Магистрату надо уплатить 10 монет для обеспечения мира. 3. Если один у другого против закона, без указания судьи, примет залог, то тот должен без повреждения возвратить его и дать еще такой же Магистрату в обеспечение мира и 10 монет; а если повредит тот залог, то должен уплатить столько, во сколько оценил тот, кто судит дело. Такого нарушения не должно быть, так как это вызывает ссору и за всякий залог, который представлен без закона, надо уплатить 2 монеты. Если этот залог меньше стоит, чем 2 монеты, тогда должен вернуть залог и уплатить 1 монету; если же залог, который он взял, больше стоит, чем 2 монеты, то должен возвратить его неповрежденным и сверх того дать такой же герцогу в обеспечение мира и 10 монет. 4. Если кто-либо заколдует другого и будет уличен, то должен уплатить 5 монет и должен иметь заботу о его семье, имуществе и всяком скоте в течение года. И если тот человек что-либо потеряет или сам пострадает этот год, он должен ему отдать. А если пожелает отрицать, то должен поклясться с 5 соприсяжниками или сразиться с бойцом на поединке. 5. Если кто подговорит раба-отработчика или должника к бегству и уведет его за пределы границы, т. е. за пределы квартальных пограничных знаков, то должен уплатить 3 монеты и его самого возвратить. А если пожелает отрицать, то должен поклясться с 5 соприсяжниками или добиваться своего права при помощи бойцов. Если же это будет рабыня (служанка), то надо уплатить 4 монеты и ее возвратить. 13. О передаче на хранение и ссудах 1. Если кому-либо будут переданы золото, серебро или драгоценности и другие вещи для хранения или для продажи и затем в доме его вследствие пожара они сплавятся с его вещами, то тот, кто принял на хранение, вместе со свидетелями должен принести клятву, что он не получал никакой выгоды от этого и (в этом случае) не должен ничего платить, за исключением золота и серебра, которые не могли сгореть. 2. Если кто случайно в то время, как пламя охватит дом, войдет как бы для оказания помощи и похитит что-либо, то собственник дома должен тщательно расследовать, и если он сможет его найти, то тот, кто похитил, должен возместить похищенное вчетверо. И если случайно у похитителя найдет что либо из переданного на хранение, то он должен немедленно передать собственнику. 3. Если же подтверждается, что то, что передано на хранение, унесено путем воровства, то тому, кто потерял переданное на хранение, дается время, пока путем розыска не отыщет вора. И если он его найдет, то должен только позаботиться о том, чтобы передать собственность тому, кто отдал на хранение; композиция же за кражу поступает тому, кто принял имущество на хранение. 4. А если вор не будет найден в установленное время, то принявшим на хранение должна быть выдана собственнику половина стоимости вещей, переданных на хранение: убыток же терпит каждый из двух пополам. И если после этого собственник найдет спрятанным то, что он отдал на хранение и о чем раньше тот говорил, что его потерял или оно унесено вором, то законы предписывают требовать с него, как с вора, и он принуждается к уплате композиции. 5. Вещь, находящаяся в споре (т. е. о которой идет спор), не может быть ни подарена, ни продана. 6. Что касается вдовы, которая после смерти мужа осталась во вдовстве, то она должна получить равную часть с его сыновьями, т. е. такую часть права пользования имуществом, как каждый из сыновей; на все время ее жизни она должна владеть своим правом пользования имуществом по закону. 7. Если же мать вступит в другой брак, то в тот же день сыновья ее, которые родились от этого союза (первого брака), должны предъявить требования на все права пользования имуществом, которое она получила от супруга вместе с другим отцовским имуществом. Мать же, если имеет собственное имущество, должна выйти с ним и с приданым своим, которое она по закону имеет; а если она там родила сыновей и дочерей, то все то, что она от своих детей с собой взяла, возвращается после ее смерти к ним. 8. Братья должны поделить отцовское имущество на равные доли. Если он (отец) имел много жен и все они были свободны по своему происхождению, но не одинаково богаты, то каждый должен владеть наследством своей матери; отцовское же имущество должны поделить поровну. Если же рабыня имела детей, то они не имеют доли среди братьев, исключая того, что братья пожелают дать ему из сострадания, потому что в древнем законе написано: «Не будет наследником сын рабыни вместе с сыном свободной». Однако они должны проявлять сострадание, так как он им родной (их плоть). 9. После того, кто умер без сыновей и дочерей, жена должна получить свою долю, пока она будет соблюдать вдовство, т. е. половину денег; половину же пусть получат близкие мужа. 10. Если же жена умрет или возьмет другого мужа, то она должна получить ту собственность, которую имеет, и то, что ей будет дано по закону из имущества мужа; все прочее имущество должны получить родственники первого мужа. Если же муж ее, который не имеет ни сыновей, ни дочерей, ни внуков, ни правнуков и никого из близких, передаст жене путем дарения или завещания часть или все имущество и она, вслед за этим, будет оставаться во вдовстве и будет сохранять со стыдливостью целомудрия память мужа, то она должна владеть всем, что ей дано мужем, и может передать его, кому пожелает, по своему праву. Если муж и жена умрут без наследников и не найдется ни одного из близких или родственников, вплоть до седьмого колена, то имущество должно поступить в казну. 14. О продажах 1. Если кто продаст без согласия собственника чужое имущество или какую-либо вещь, то он должен по закону возвратить самую вещь и прибавить другую равноценную; а если он сам не может найти, то должен дать 2 равноценные. 2. Если кто продаст свое владение другому, землю, обработанную, необработанную, луга или лес, то после получения стоимости это должно быть подтверждено при помощи документа или свидетелей, как законная покупка, этому свидетелю надо надрать ухо, и как гласит закон, должно быть 2 или 3 свидетеля. Если продажа будет совершена при помощи насилия или из боязни смерти или заключения (в тюрьму), то она недействительна. 3. Обмен, т. е. то, что меной называют, имеет такую же законную силу, как и покупка. 4. Когда был дан задаток за какую-нибудь вещь, то должен уплатить всю цену, на которую согласился при покупке; а если он в условленный день не придет или не попросят более длительного срока, то тот, кто этого не сделает, теряет задаток и, кроме того, должен полностью выплатить стоимость. 5. О договорах или соглашениях. Договоры или соглашения мы не разрешаем никоим образом изменять, если они заключены письменно или при посредстве трех и более поименованных свидетелей, поскольку в них ясно обозначен день и год. 15. О мертвых и композиции за них 1. Все мертвые во избежание проклятия и болезней должны быть без промедления преданы земле согласно традициям народов Города. Расходы по проведению похорон несут родственники или соседи умершего, либо товарищи, либо его Квартал. В случае не принятия мер к похоронам родственники умершего, если они будут установлены, вносят в Казну 10 монет и все, что потрачено иными на похороны. Ближайшие соседи и товарищи, с которыми умерший делил стол, войну и работу, не принявшие мер к похоронам, что привело к разложению трупа, штрафуются на 5 монет каждый. Квартал, не принявший мер к похоронам своего жителя, что привело к разложению трупа, вносит в казну Магистрата 20 монет и все, что потрачено Магистратом и его уполномоченными на организацию погребения. 2. Похоронные обряды на территории Города проводит Городская похоронная контора и только она, по установленным и объявленным заранее расценкам в соответствии с пожеланиями хоронящих. Самовольное захоронение влечет за собой композицию в 5 монет с каждого участника кощунственных похорон, либо к клеймению. 3. Если кто выроет мертвого свободного из-под памятника, то должен уплатить его родным 5 монет и, кроме того, уплатить композицию за все то, что он взял там, т. е. как за кражу. 4. Если кто убьет свободного и выбросит в такое место реки, откуда труп нельзя взять, то прежде всего он должен уплатить 10 монет, потому что нельзя достать труп для достойного погребения. Кроме того, он должен уплатить виру. А если труп из русла реки будет выброшен на берег и будет найден кем либо, и тот снова столкнет труп с берега, а затем будет уличен, то должен уплатить 3 монеты. 5. За одежду и другое имущество обоих, если ее унесет тот, кто их убил, что называют ограблением мертвых, надо платить двойную композицию; если (унесет) другой, а не сам преступник (убийца), то он должен уплатить за все, как за украденное. 6. Если кто найдет труп мертвого за пределами Города и из милосердия предаст его земле, чтобы он не был осквернен свиньями или разорван зверями или собаками, и после будет найден тот, кто его зарыл, и пожелает потребовать, то ему должны уплатить 1 монету родственники убитого, или, в их отсутствие соседи и товарищи, или, в их отсутствие, Квартал. Если же нет, то пусть получит награду от Эру-Создателя, так как написано, что мертвых надо хоронить. Если же труп мертвого был принесен в Город, то эту оплату надо внести обязательно или заплатить штраф в 10 монет в Казну. 7. Так как мы часто наблюдаем, когда труп предается земле и сверху доски положены, а все стоят кругом и ожидают, чтобы начальник убитого человека первым бросил горсть земли, а если это свободный, то подобным образом сын или брат бросили горсть земли, для того чтобы остальные, присутствующие при похоронах, не были виноваты. 16. О фруктовых садах и композиции за них 1. Если кто выкопает чужой фруктовый сад или вырубит фруктовые деревья, если их было 12 или больше, то должен уплатить 10 монет композиции, из них 5 тому, чей сад, и другие 5 в казну, потому что поступил противозаконно. Кроме того, он должен посадить там другие равноценные деревья. 2. Если яблоки или груши, или другие подобные плоды уничтожит или унесет, выплачивает тот же штраф. 3. Если же срубит ствол живого дерева, то должен уплатить 2 монеты в казну. Сумма штрафа может быть увеличена до 5 монет, смотря какое дерево. 4. Если кто подкопает (разрушит) дом другого и там будет убит, то он должен остаться без композиции. Если же он унесет из чужого дома какую-либо (утварь) и во время бегства будет убит хозяином дома, то также остается без композиции. Это же положение распространяется и на того, кто застигнет вора, но не сможет его задержать и убьет на месте. Эти три рода убийств надлежит сделать совершенно очевидными для всех соседей или для окружающих. 5. Если кто осмелится после решения суда мстить жалобщику, то он должен принести клятву уважения в орденском ритуальном центре с тремя поименованными соприсяжниками. 6. В том случае, когда клейменый (раб) возьмет в супруги благородную женщину она так же становится рабой (клеймится). Если она не знала, что вышла замуж за раба, то надлежит, чтобы женщина снова была свободной и ушла от раба. Впоследствии она не должна быть обращена в рабство. Об этом достаточно. КАПИТУЛЯРИИ, ПРИБАВЛЕННЫЕ К «ГОРОДСКИМ УЛОЖЕНИЯМ» Статьи, которые досточтимый городской Магистрат постановил прибавить к «Городским уложениям»: 1. Если кто нарушает власть, должен платить композицию. 2. Церкви, вдовы, сироты и слабые должны пользоваться правильным миром, и за всякое его нарушение надо платить композицию 20 монет. 3. Пусть никто не дерзнет учинить разбои или насилие, или пожары внутри отечества при помощи толпы; а кто это совершит, должен уплатить 20 монет в нашу казну. 4. Также и тот, кто будучи вызван в военный поход, нарушит приказание Магистрата (не явится). 5. Начальствующие города, поставленные Магистратом, и магистра орденов должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность полностью выполнять свою службу. 6. Разбойники, убийцы, прелюбодеи или кровосмесители должны быть охвачены страхом перед строгостью и наказанием, согласно праву Города и закону. 7. Если кто-либо захочет заявить, что неправильно его судили, то пусть явится перед Магистратом. В другом же случае пусть не дерзает перед нами явиться, чтобы умалить право другого. 8. Пусть на нашей земле сохраняется порядок, установленный охраной вместе с нашими посланцами. 5